Пик неплатежей в бизнесе пройден, но ситуация пока далека от докризисной

Финансовый кризис в Евросоюзе

Неплатежи в бизнесе достигли своего пика во 2 квартале 2015 года, данные следующих трех кварталов сигнализируют о некотором смягчении ситуации. Однако доля платежей, просроченных свыше 60 дней, все еще превышает уровень в 20% — против докризисных 14-16%. При этом рыночная конъюнктура не позволяет компаниям перейти на предоплату.

Доля оплаченных в срок счетов за поставленные товары и оказанные услуги в 1 квартале 2016 года составила 53%, просроченных до 60 дней — 26%, более чем на 60 дней — 21%, свидетельствуют данные системы "СПАРК — Мониторинг платежей".

Рекордно низкий уровень платежной дисциплины был зафиксирован во 2 квартале 2015 года, когда доля оплаченных в срок счетов снизилась да 47%, а просроченных до 60 дней и свыше 60 дней – выросла до 28% и 25% соответственно.

По данным Объединенного кредитного бюро, в 1-м квартале 2015 года из общего числа кредитов, предоставленных юридическим лицам, 16% имели просрочку 60 и более дней, объем просроченной задолженности по таким кредитам составил порядка 4% от общего объема ссудной задолженности юридических лиц. Это цифры очень близки к показателям 4 квартала прошлого года, что также свидетельствует об определенной стабилизации.

📌 Реклама

Отключить

Некоторое смягчение ситуации действительно наблюдается, однако повышенные риски сохраняются,  считает Полина Гуща, Генеральный директор компании Coface, занимающейся страхованием поставок на условиях отсрочки платежа.

Результаты проведенного в начале года исследования Coface неутешительны: 83% респондентов–поставщиков сообщили о наличии просроченной задолженности со стороны покупателей.

При этом рыночная конъюнктура не позволяет компаниям перейти на предоплату для снижения кредитных рисков: так, более 90% опрошенных поставщиков по-прежнему предоставляют клиентам отсрочку платежа, при этом у половины опрошенных доля продаж на условиях отсрочки превышает 70% в торговом обороте, показывают данные Coface. У компаний-поставщиков возникают сложности с самостоятельным покрытием возможных убытков вследствие снижения маржинальности бизнеса, трудностей с перекредитованием из-за высоких ставок.

Читайте также  Банковская система Кипра устояла перед дефолтом

📌 Реклама

Отключить

Говорить о серьезном улучшении платежной дисциплины преждевременно, считает и Андрей Сичка, Директор по развитию Ассоциации Кредитных Менеджеров Центральной и Восточной Европы (ACCEE). Причину некоторого снижения несвоевременных оплат он видит в ужесточении поставщиками политики кредитования и взыскания: когда внешнее финансирование становится все дороже, мириться с просрочкой готовы далеко не все.

В связи с сезонным фактором координатор проекта "Надежный партнер" Андрей Романчук не ожидает улучшения ситуации с платежной дисциплиной в секторе энергетики. Он отмечает продолжающийся рост дебиторской задолженности потребителей: так, за тепловую энергию цифра уже приблизилась к 200 млрд. руб., а на розничном рынке электроэнергии, где по относительному приросту задолженности лидирует группа «Бюджетные потребители»,  – 215,7 млрд. руб., по состоянию на конец 1 квартала.

📌 Реклама

Отключить

Дмитрий Шевченко, Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний, видит риски в том, что банковская система сейчас не в полной мере выполняет свои функции по кредитованию бизнеса.   По его мнению, внутренний спрос от дальнейшего падения удерживает «скрытое кредитование», в частности, проявляющееся через договорные отсрочки оплаты и просрочки платежей в корпоративном секторе. В основании этой цепочки находятся госкомпании, государственные и муниципальные заказчики, чья платежная дисциплина, во-первых, является моделью для всей экономики, а, во-вторых, определяет приток ликвидности в зависимые компании частного сектора.

В "СПАРК — Мониторинг платежей" содержится ежемесячно обновляемая информация о платежной дисциплине 400 000 организаций и ИП из разных регионов РФ, что дает возможность получать оперативные данные о рисках задержки платежей в разрезе организаций, регионов, отраслей. Данные о своевременности оплаты счетов контрагентами ежемесячно передают в систему компании-участники проекта. На основе эти данных рассчитывается Индекс платежной дисциплины.

Читайте также  Олег Вьюгин прогнозирует глубокий банковский кризис

📌 Реклама

Отключить

Как считает Алексей Морсин, руководитель проекта "СПАРК — Мониторинг платежей", на уровень неплатежей влияет и низкий уровень работы по профилактике просроченной  дебиторской задолженности в самих компаниях.

«Как правило, с дебиторской задолженностью так или иначе работают несколько подразделений – это и коммерческая, и финансовая, и юридическая служба, и служба безопасности при её наличии, — говорит он. — Это способствует размыванию ответственности и перекладыванию проблем на плечи коллег из других подразделений. Выход из ситуации — координации усилий участников процесса. Решение – формирование единого центра данных о ситуации с дебиторской задолженностью и обязательное создание простого и понятного каждому участнику процесса регламента работы с дебиторской задолженностью. Чем проще и понятнее  — тем эффективнее это будет работать».

Централизация данных о ситуации с дебиторской задолженностью предполагает создание доступных всем участникам процесса отчетов, объединяющих в себе внутреннюю (названия клиентов, сумма задолженности, распределение задолженности по периодам просрочки) и внешнюю (данные о банкротстве, реорганизации, арбитражах и т.д.) информацию о клиентской базе. Цель – обеспечить всех участников процесса равным объемом информации, исключить «человеческий фактор» (сотрудник заболел, уволился, забыл переслать коллегам информацию и т.д.), а руководству компании – получить инструмент контроля слаженности работы подразделений и выявления «узких мест» в системе работы с задолженностью клиентов. Можно своими силами разработать такие отчеты или воспользоваться бесплатно уже готовыми решениями, например, тем же сервисами системы «Мониторинг платежей».